История этого сокровища началась с просвещенной страсти одной женщины. В 1764 году императрица Екатерина II Великая, желая украсить свою приватную жизнь искусством, приобрела в Берлине коллекцию из 317 картин. Ирония судьбы заключалась в том, что эти полотна были не подарком, а своего рода «неустойкой» — оплатой долга прусского купца Гоцковского за сорванные поставки зерна для русской армии. Именно с этой «компенсации» и началось великое собрание.
Первоначально шедевры разместились в уединенных апартаментах Зимнего дворца, которые Екатерина с французским изяществом назвала «Эрмитаж» (от ermitage — «место уединения, приют отшельника»). С годами ее «аппетиты» росли. С помощью агентов по всей Европе она приобретала целые коллекции, включая знаменитое собрание барона Кроза из Парижа, куда входили полотна Рафаэля, Рембрандта и Ван Дейка. К концу ее царствования в коллекции насчитывалось почти 4000 картин.
Разросшейся коллекции стало тесно, и для нее возводили новые здания: Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж и изящный Эрмитажный театр. Публичным достоянием сокровища стали лишь в 1852 году при императоре Николае I, который и открыл Императорский музей Эрмитаж в специально построенном для публики здании Нового Эрмитажа.
Архитектурная симфония: пять великих зданий на одном берегу
Главный музейный комплекс Эрмитажа — это уникальный архитектурный ансамбль, включающий шесть исторических зданий. Доминантой, конечно, является Зимний дворец — бывшая главная резиденция русских императоров, шедевр елизаветинского барокко работы Франческо Растрелли. Роскошные парадные залы, Иорданская лестница, царские апартаменты — здесь сама архитектура является величайшим экспонатом.
Через систему крытых переходов Зимний дворец соединен с другими жемчужинами комплекса:
В Малом Эрмитаже можно увидеть знаменитые часы «Павлин» — уникальный механический автомат XVIII века, который до сих пор приводится в действие.
Большой Эрмитаж хранит бесценные полотна итальянских мастеров Ренессанса.
Фасад Нового Эрмитажа охраняют гранитные атланты — один из самых узнаваемых символов музея и города.
Сокровища, которые нужно увидеть хоть раз в жизни
Ориентироваться в океане эрмитажных коллекций — задача не из легких. Вот лишь несколько маяков, на которые стоит держать курс.
Вечные классики: живопись
«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Эта хрестоматийная работа притягивает тысячи посетителей в зал итальянского Возрождения. Ее лукавая загадочность и гармоничная композиция — визитная карточка гения.
«Возвращение блудного сына» Рембрандта. Одно из последних и самых пронзительных полотен мастера, полное покаяния, прощения и безмерной отцовской любви.
«Даная» Рембрандта. Картина с драматичной судьбой, пережившая акт вандализма в 1985 году и блестяще отреставрированная. Сегодня она надежно защищена бронированным стеклом.
Не только картины: уникальные экспонаты
Часы «Павлин». Золотой механический павлин, созданный в мастерской Джеймса Кокса, — это не просто часы, а целое представление. Когда их заводят, павлин распускает хвост, поворачивается, а сова и петух тоже приходят в движение.
Большая Колыванская ваза. Гигантская чаша из зеленой яшмы весом 19 тонн и высотой более 2,5 метров. Ее установили в специальном зале Нового Эрмитажа еще до возведения стен.
Золотая кладовая. Здесь хранятся бесценные сокровища, в том числе знаменитая скифская пантера — золотой тотемный знак VI века до н.э., найденный в кургане на Кубани.
Закулисье Эрмитажа: легенды и необычные факты
За парадным фасадом скрывается живой организм со своими традициями и историями.
Хвостатые сотрудники. С середины XVIII века в музее несут свою почетную службу коты Эрмитажа. Их главная задача — охранять сокровища от грызунов. У каждого кота есть собственный паспорт с фотографией, и они строго делят между собой территорию. После блокады Ленинграда, когда котов в городе не осталось, новых «специалистов» специально завезли из Ярославской области.
Мистика и призраки. Среди сотрудников ходят легенды о ночных визитерах. Говорят, что в пустых залах можно встретить призрак Николая II, бесшумно шагающего по коридорам, или тени Петра I и Николая I.
Тайна золотой табакерки. В Золотой кладовой хранится изящная табакерка, принадлежавшая графу Николаю Зубову. По одной из версий, именно этим предметом был нанесен роковой удар императору Павлу I в марте 1801 года.
Планируем визит: как победить масштабы
Чтобы знакомство с Эрмитажем не превратилось в марафонский забег, стоит подготовиться.
Билеты и время. Музей работает с 10:30 до 18:00 (в среду и пятницу — до 21:00). Выходной — понедельник. Билеты лучше покупать онлайн на официальном сайте, чтобы избежать многочасовых очередей.
Что надеть. Наденьте максимально удобную обувь — вам предстоит пройти многие километры.
Стратегия осмотра. Не пытайтесь объять необъятное. Выберите 2-3 интересующих вас отдела или раздела. Обязательно возьмите бесплатную карту музея на входе.
Как добраться. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская». От нее до главного входа на Дворцовую площадь — всего несколько минут пешком.