К-21 была не обычной «щукой», а представительницей элитного проекта «К» — «Крейсерская». Эти лодки создавались для действий на дальних коммуникациях и в составе эскадр, за что получили мощное вооружение и солидные размеры.
Ее тактико-технические характеристики и сегодня впечатляют:
Водоизмещение: 1490 тонн в надводном положении и 2104 тонны в подводном.
Длина: 97,7 метра — как два железнодорожных вагона.
Вооружение: 10 торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых) и 24 торпеды, а на палубе — два 100-мм артиллерийских орудия и два 45-мм зенитных автомата.
Автономность: 50 суток.
Лодка была заложена в Ленинграде в 1937 году, спущена на воду в августе 1939-го и вступила в строй в феврале 1941 года . Изначально она вошла в состав Балтийского флота, но с началом войны ее перевели на Север через систему Беломорско-Балтийского канала, где она и прошла весь свой боевой путь.
Боевой путь: мины, торпеды и легендарная атака на Тирпиц
Боевой счет К-21 открылся в ноябре 1941 года. В своем первом же походе лодка, рискуя быть обнаруженной, выставила минное заграждение у вражеского порта Хаммерфест. Результат не заставил себя ждать: спустя несколько дней на этих минах подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim», а летом 1942 года — немецкий охотник за подлодками «Uj-1110».
Но самый знаменитый эпизод в биографии К-21 произошел 5 июля 1942 года. В районе острова Ингей лодка под командованием капитана 3 ранга Николая Лунина обнаружила одну из самых грозных эскадр Кригсмарине. В ее составе был гордость немецкого флота — линкор «Тирпиц», а также тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» в охранении эсминцев.
Лунин принял дерзкое решение атаковать. Уклонившись от эсминцев охранения, К-21 произвела залп четырьмя кормовыми торпедами по гигантскому линкору. На лодке отчетливо слышали два взрыва, что давало надежду на успех.
Результаты этой атаки до сих пор являются предметом дискуссий историков. По данным современных исследований, торпеды в цель не попали, и атака не была зафиксирована немцами. Однако сам факт атаки имел огромное психологическое и стратегическое значение. Немецкая эскадра, опасаясь новых атак подводных лодок и авиации, прервала операцию и легла на обратный курс. Это спасло остатки знаменитого конвоя PQ-17, который уже был рассеян по приказу британского Адмиралтейства и нес тяжелые потери.
После войны: от учебной станции до корабля-музея
После победы К-21 еще несколько лет оставалась в строю, а затем была переоборудована в учебно-тренировочную станцию для отработки борьбы за живучесть.
Но ее история на этом не закончилась. Благодаря своей легендарной славе было принято решение сохранить лодку для потомков. Весной 1981 года начались работы по ее преобразованию в музей. Три кормовых отсека были переоборудованы под экспозицию, а четыре носовых сохранили практически в первоначальном виде.
В 1983 году музей был торжественно открыт. К-21 установили на постаменте на причале в Североморске, где она находится и сегодня, являясь филиалом Военно-морского музея Северного флота . Это одна из немногих сохранившихся подлодок типа «К», уникальный памятник истории и инженерной мысли.
Почему стоит посетить: что вы увидите в музее сегодня
Посещение К-21 — это не экскурсия, а настоящее погружение в прошлое. Вы сможете:
Пройти по реальным отсекам легендарной субмарины, прикоснуться к механизмам, почувствовать тесноту, в которой жил и воевал экипаж из 65 человек.
Увидеть личные вещи моряков, награды, документы и фотографии, которые рассказывают не только о подвигах, но и о быте подводников.
Представить себя на месте командира в боевой рубке и узнать больше о знаменитой атаке на «Тирпиц» из донесений и карт.
Этот музей в Мурманской области — один из самых атмосферных и подлинных памятников Великой Отечественной войны на Севере.