Основание Кунсткамеры неразрывно связано с европейскими путешествиями Петра I. Во время «Великого посольства» царь, посещая крупные города Голландии и Англии, впервые увидел заморские кабинеты «кунштов» (редкостей) и был поражен. В его дневниках то и дело мелькает восхищенное «зело дивно!», особенно когда он знакомился с новейшей наукой — анатомией.
Вернувшись в Россию, Петр начал скупать целые коллекции и отдельные диковинные вещи: книги, приборы, инструменты, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета». Официальной датой основания музея считается 1714 год, когда коллекции были размещены в Людских палатах при Летнем дворце Петербурга.
Но царь-реформатор мыслил масштабно. В 1718 году он издает знаменитый указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Этим указом жителей обязывали за вознаграждение приносить в музей все необычное — анатомические аномалии, древние кости, необычные камни и старинные предметы. Так частное собрание редкостей превратилось в государственное учреждение, призванное служить науке и просвещению.
Не только «уродцы»: настоящая миссия первого музея России
Современному человеку сложно представить, но для человека XVIII века Кунсткамера была настоящим окном в мир наук. Она создавалась не для развлечения, а как универсальный музей, где раскрывались «тайны природы, скрытые в земных недрах, в лесах и полях, на дне морей и океанов».
Изначально в здании на стрелке Васильевского острова, построенном специально для музея, размещались не только экспонаты, но и Библиотека, Анатомический театр и обсерватория. Анатомические препараты, включая знаменитую коллекцию Фредерика Рюйша, которую Петр I выкупил в Голландии, служили развитию медицины, а не устрашающему зрелищу. В Анатомическом театре вскрытия были прежде всего инструментом научной работы, а не «спектаклем» для публики.
Кунсткамера стала ядром, вокруг которого выросла Российская Академия наук. Именно здесь работал Михаил Ломоносов, а музейные коллекции пополнялись благодаря академическим экспедициям, изучавшим ресурсы страны и населяющие ее народы.
Эволюция имиджа: что ждет посетителя Кунсткамеры сегодня
В последние годы Музей антропологии и этнографии (официальное название Кунсткамеры) сознательно смещает акценты в своей экспозиции. Руководство музея заявляет, что в приоритете теперь «не уроды, а народы».
Что изменилось для гостя?
Знаменитая анатомическая коллекция, которая многие годы была главным магнитом для посетителей, существенно сокращена. На момент 2022 года в основном зале осталось около 60 «лучших, отборных» экспонатов, включая скелет двухголового теленка.
На освободившемся пространстве теперь развернуты масштабные этнографические экспозиции, такие как «Многонародная Россия», рассказывающие о культуре разных народов нашей страны и мира.
Музей активно развивает современные форматы. Осенью 2025 года Кунсткамера запустила серию подкастов «Живая этнография», где исследователи делятся личным опытом экспедиций — от арктических тундр до тропических лесов.
Эти изменения вызывают неоднозначную реакцию. Часть посетителей, шедших в музей именно за «трешачком», разочарованы. Однако музей подчеркивает, что является в первую очередь научным учреждением, и его задача — показывать все богатство своих коллекций, а не только самую скандальную их часть.
Практические советы для планирования визита
Если вы решили посетить этот уникальный музей, вот что стоит знать:
Настраивайтесь на этнографию. Не идите в Кунсткамеру только ради анатомических редкостей. Изучите афишу на официальном сайте — музей регулярно обновляет экспозиции, проводит временные выставки и тематические экскурсии.
Обратите внимание на новое. Следите за анонсами — музей планирует создать новые экспозиционные пространства, в том числе в строящемся новом комплексе, куда, возможно, перенесут часть коллекций.
Исследуйте фонды онлайн. Учтите, что из более чем миллиона экспонатов музея на всеобщем обозрении находится лишь около 10 тысяч. Многие уникальные коллекции доступны для изучения в цифровом формате и научных публикациях.