Связаться
Оставьте заявку на подбор тура!
Telegram
WhatsApp
Мы сделаем для вас подборку туров абсолютно бесплатно!
Первый в мире надводный корабль с ядерной силовой установкой, спущенный на воду в 1957 году. За 30 лет службы провёл 3,741 судно через льды Арктики, преодолев 654,4 тыс. морских миль. С 2009 года — музей у причала Мурманска и объект культурного наследия федерального значения.

Атомный ледокол «Ленин»

Описание, расположение, фото, экскурсии.
Координаты: 68.992965° с.ш., 33.071203° в.д.
Решение о создании первого в мире атомного ледокола было принято 20 ноября 1953 года. Стране нужен был мощный корабль для освоения Северного морского пути — ключевой транспортной артерии Арктики. Существующие дизельные ледоколы имели серьезный недостаток: их запасов топлива хватало всего на месяц-полтора, что сильно ограничивало дальность и продолжительность навигации. Атомный же ледокол мог работать годами на одной заправке ядерным топливом.
Разработка проекта получила шифр №92 — считается, что это число было выбрано не случайно, поскольку под таким номером в таблице Менделеева находится уран. Общее научное руководство проектом осуществлял академик Анатолий Александров, а главным конструктором судна был Василий Неганов.
Строительство ледокола началось в Ленинграде на Адмиралтейском заводе. Для его создания потребовались усилия более 500 предприятий по всему Советскому Союзу. Даже корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была разработана специально для этого проекта в институте «Прометей».
5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду, а 3 декабря 1959 года — передан Министерству морского флота. Именно эта дата теперь отмечается как день рождения российского атомного ледокольного флота.

Техническое чудо: что скрывалось под палубой
Атомный ледокол «Ленин» впечатлял своими размерами и техническими решениями:
Водоизмещение: 16 000 тонн (без балласта)
Длина: 134 метра
Ширина: 27,6 метра
Высота: сравнима с семиэтажным домом
Мощность силовой установки: 32,4 МВт (44 000 л.с.)
Скорость: 18 узлов (33,3 км/ч) по чистой воде
Автономность плавания: более 1 года
Изначально на ледоколе была установлена трёхреакторная атомная паропроизводящая установка ОК-150. Реакторы водо-водяного типа использовали дистиллированную воду в качестве замедлителя нейтронов и теплоносителя. Вырабатываемый пар поступал на 4 главных турбогенератора, которые питали три гребных электродвигателя.
Ледокол имел 12 водонепроницаемых отсеков, что обеспечивало непотопляемость при затоплении двух любых смежных отсеков. Толщина ледового пояса корпуса достигала 52 мм в носовой части. На судне даже была вертолетная площадка для ледовой разведки.

Трудности и триумфы: 30 лет в суровых льдах
Первая арктическая навигация «Ленина» началась в 1960 году и продлилась более трех месяцев. За это время он прошел свыше 10 000 миль, из них около 7 000 — в тяжелых ледовых условиях, и провел 92 судна.
Но путь первооткрывателя никогда не бывает гладким. В 1965 году на ледоколе произошла авария с частичным разрушением технологических каналов и топливных сборок. А в 1966 году в корпусе одного из реакторов обнаружили течь.
Было принято смелое решение — полностью заменить атомную установку. Причем сделали это уникальным способом: старую установку вырезали через днище и затопили в заливе Цивольки у Новой Земли. Монтаж новой двухреакторной установки ОК-900 занял всего два года — с 1967 по 1970 год.
Не обошлось и без курьезов. В Мурманске ходили упорные слухи, что с ледокола ежедневно вывозят трупы людей, погибших от радиации. На самом же деле люди принимали за «трупы» случайно разбросанные белые рабочие комбинезоны.
За 30 лет работы ледокол прошел 654,4 тысяч морских миль и провел 3740 судов. С его борта была высажена дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс-10». Хотя «Ленину» так и не удалось побывать на Северном полюсе (это достижение осуществил ледокол «Арктика» в 1977 году), его вклад в освоение Арктики трудно переоценить.

Второе рождение: из ледокола в музей
В 1989 году, после 30 лет безупречной службы, атомный ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации. Но его история на этом не закончилась — он обрел новую жизнь как корабль-музей.
Сегодня ледокол стоит у причала в Мурманске и открыт для посещения. На его борту работает музей, где можно увидеть:
Подлинные интерьеры кают и рабочих помещений
Машинное отделение с действующими макетами
Капитанский мостик
Столовую и другие бытовые помещения
Посетители могут оценить масштаб инженерной мысли и условия жизни экипажа. Ледокол стал не просто музеем, а объектом культурного наследия федерального значения.

Практическая информация для посещения
Если вы захотите увидеть легендарный ледокол своими глазами:
Адрес: Мурманск, Портовый проезд, 25
Как добраться: От железнодорожного вокзала Мурманска нужно пройти по лестнице вниз, затем по мосту через ж/д пути и свернуть направо. Через 200 метров вы увидите сквер с фонарями в виде портовых кранов
Стоимость посещения: Взрослый билет — 600 рублей, для студентов и пенсионеров — 300 рублей, детский (до 18 лет) — 150 рублей
Made on
Tilda