➤
Птица-хищник родом из СССР«Лунь» — это не просто название, а отсылка к хищной птице из семейства ястребиных, которая известна бесшумными бросками на добычу. Аппарат и впрямь был грозным: его главной задачей было на огромной скорости незаметно подобраться к корабельным соединениям противника и нанести ракетный удар.
Разрабатывали этого исполина с 1970-х годов в знаменитом ЦКБ им. Алексеева в Горьком (ныне Нижний Новгород). В 1986 году его спустили на воду, а в 1991-м он вошел в состав Каспийской флотилии. Изначально планировали построить целую эскадру из восьми таких машин, но история распорядилась иначе — «Лунь» так и остался единственным в своем роде.
➤
Размеры, от которых захватывает духЛицом к лицу с этим инженерным чудом советской эпохи ощущаешь себя букашкой.
- Длина — 73,8 метра (как два железнодорожных вагона).
- Высота — 19,2 метра (сравнимо с семиэтажным домом).
- Размах крыла — 44 метра.
- Восемь мощнейших двигателей НК-87 поднимали в небо 380 тонн взлетного веса.
Но главная магия — в «экранном эффекте». Аппарат летел невысоко над водой (1-5 метров), используя сжатую между крылом и поверхностью воздушную подушку. Это давало ему невероятную для корабля скорость и малозаметность.
➤
Почему проект не взлетел?Несмотря на гениальность идеи, у «Луня» нашлись уязвимые места. Его огромные размеры и скорость, хоть и высокие для корабля, но низкие для самолета, делали его легкой мишенью для авиации противника. После распада СССР финансирование проекта прекратилось, и единственный летавший «Лунь» был законсервирован.
➤
Новая жизнь легенды: из боевого прошлого — в туристическое настоящееДолгие годы уникальный аппарат ржавел на заводе «Дагдизель» в Каспийске. Но в 2020 году его ждало второе рождение. Гиганта перевезли на побережье Каспийского моря около Дербента и установили на постамент в селе Арабляр. Теперь это главный экспонат будущего парка «Патриот» и одна из самых фотогеничных достопримечательностей Дагестана.
Сегодня любой желающий может подъехать к «Луню», обойти его вокруг, сделать впечатляющие кадры на фоне исполинских крыльев и представить, как эта махина неслась над волнами Каспия. Пока доступ внутрь закрыт, но даже внешний осмотр вызывает мурашки и гордость за инженерную мысль.